Москва, ул. Плющиха, д.58
(м.Киевская)
ул. Студенческая, д.36
(м.Кутузовская)
+7 (495) 543-56-43
+7 (925) 543-56-43
Круглосуточно

~ Основные признаки совершения налоговых преступлений, допустимые оперативно-розыскные мероприятия, порядок проведения проверок в порядке ст. 144 УПК РФ и требования к содержанию материалов.

 Признаки налогового преступления могут быть достаточно очевидны, носить явный характер, но могут и не выделяться на общем фоне деятельности налогоплательщика.
К числу явных типичных признаков совершения налогового преступления можно отнести: отсутствие в компетентных органах надлежащих регистрационных документов; несоответствие действительности юридического адреса; недекларирование доходов при наличии обязанности внесения налоговых платежей; отсутствие бухгалтерского учета доходов и осуществляемой предпринимательской деятельности; полное несоответствие реальной хозяйственной деятельности ее документальному отражению; несоответствие записей в первичных учетных и отчетных документах; наличие материальных подлогов в документах; уничтожение бухгалтерских документов; использование наличных денег при финансово-хозяйственных операциях.
К неявным относятся такие признаки, как: нарушение правил ведения учета, отчетности, кассовых операций, списания товарно-материальных ценностей, документооборота, технологической дисциплины; оформление в разных банках нескольких счетов, не зарегистрированных в налоговой инспекции; наличие сведений о значительных доходах субъекта при отсутствии их официальных источников и др.
На уклонение от уплаты налогов обычно указывают:
- нетипичные сделки, особенно произошедшие в конце отчетного периода (например, оплата услуг разового характера на небольшую сумму);
- сделки, сущность кᴏᴛᴏᴩых противоречит их форме (например, оформление купли-продажи договором простого товарищества);
- сделки, осуществленные нетипичным для данного предприятия способом (например, оплата наличными, тогда как обычно использовался безналичный расчет);
- неоправданно высокая доля сделок с одними и теми же контрагентами;
- убыточные сделки;
- сделки с фирмами, зарегистрированными в офшорных зонах;
- оплата информационных или маркетинговых услуг на значительную для данного предприятия сумму при отсутствии явно выраженного результата;
- сделки с ценой заметно превышающей рыночную и др.
В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
1. Опрос.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
15. Получение компьютерной информации.
При проверке сообщения о преступлении в порядке ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Проведение доследственных проверок по налоговым преступлениям находится в компетенции следователей СК РФ, ГУЭБиПК МВД России, управлений и отделов ЭБиПК Главных управлений и управлений МВД России субъектов РФ.
Оперативно-розыскные мероприятия по выявлению налоговых преступлений нередко имеют сложный, затяжной характер.
После проведения доследственной проверки по акту выездной налоговой проверки, оперативные сотрудники должны представить следователю документы, позволяющие сделать вывод о наличии признаков налогового преступления. Вопрос о достаточности данных, содержащихся в материале, решается следователем.
Примерный перечень документов, которые содержатся в материале доследственной проверки по ст. 199 УК РФ:
1) копии документов: свидетельств о государственной регистрации, постановке на учет в налоговом органе, акта налоговой проверки с приложениями, решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, актов сверки взаиморасчетов с налогоплательщиком, требования об уплате налогов и (или) сборов, объяснений руководителя организации по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, налоговой декларации и иных документов, на основании которых можно сделать вывод о включении руководителем организации в налоговую декларацию заведомо ложных сведений; первичных документов; апелляционной жалобы и решения по ней, судебных решений, касающихся обжалования решения налогового органа, а также документов связанных с мерами принудительного взыскания;
2) объяснения руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера), других работников организации-налогоплательщика, руководителей контрагентов организации (в т.ч. «фирм-однодневок»), налогового инспектора и других должностных лиц, проводивших проверку, полученные оперативным сотрудником;
3) копии приказов о назначении на должность руководителя организации и лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде;
4) расширенная выписка с расшифровкой по счету организации-налогоплательщика за период, в котором он совершил преступление (в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 13 ФЗ РФ «О полиции» и ст. 26 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности», сотрудники ОВД, осуществляющие функции по выявлению и пресечению налоговых преступлений, могут получать в кредитных организациях сведения по операциям и счетам юридических лиц).  

Возврат к списку

Пройдите проверку:*
loading...